ТимDрайв
ENG

Доктор из эфира

10 Сентября 2018

Денис Швецов, директор по развитию сети клиник "Доктор рядом / Российская газета

Текст: Денис Швецов (директор по развитию сети клиник "Доктор рядом")

Телемедицина - это новая для восприятия большинства россиян услуга. О ней сейчас говорят повсюду. Спектр мнений о новых технологических возможностях для организации общения врача и пациента широк - кто-то видит в этом чуть ли не альтернативу традиционной медицине, другие недоумевают: "Что может врач, не видя пациента вживую?". И то, и другое - далеко от действительности.

Мы запустили наш телемедицинский сервис в ноябре 2016 года и стали первой медицинской компанией в России, начавшей оказывать услуги в формате телемедицинских консультаций. Дистанционное общение врачей и пациентов организовали с помощью специального мобильного приложения и веб-портала. Функционал этих сервисов после несложной регистрации позволяет пациентам общаться с доктором в срочном или плановом порядке и отправлять ему любые файлы, например, результаты анализов и фотографии. Общение может проходить в любом удобном для пациента формате: видео, голосовом или в чате.

Причины для обращения разные. Первая - ситуации, когда пациенту - взрослому или ребенку - необходима срочная помощь: совет, вызов "скорой помощи" или вызов врача на дом. Такие консультации заканчиваются рекомендацией о том, что можно предпринять до приезда врача. Второй тип обращения - консультации по результатам анализов, когда пациенту нужна их расшифровка и рекомендации по дальнейшим действиям. Третий тип - обращения за "вторым мнением", когда получил консультацию у врача, но хочет информацию еще раз проверить. Четвертый - у пациента есть проблема, но он не знает, насколько она серьезна и к какому специалисту обратиться. География обращений - все регионы России и страны, куда выезжают наши соотечественники.

Мы отбираем для работы в телемедицинском сервисе врачей, которые разделяют подходы к такому типу организации медицинской помощи, понимают, как эту помощь оказывать и какие вопросы пациентов подлежат обсуждению на дистанционных консультациях, а в каких случаях необходимо рекомендовать пациентам очный прием.

Наши врачи четко знают: телемедицина - это не место для врачебных ошибок. Их ответственность и в дистанционных консультациях, и при очном приеме идентична. Они одинаково тщательно заполняют электронные медицинские карты, в которые вносятся данные с приемов любого формата. Но постановка диагноза и назначение лечения в рамках онлайн-приема действующим законодательством не предусмотрены.

Врач имеет право дать пациенту только общие рекомендации с учетом симптоматики. У пациентов всегда много вопросов по поводу здоровья, ответы на которые не требуют очного приема - например, по реабилитации после травм и болезней или по профилактике. Но когда очный прием необходим, врачи обязаны его назначить. В бизнес-процессы сервиса интегрированы контроль качества и служба удовлетворенности клиентов, которые помогают поддерживать высокий уровень услуг.

По структуре телемедицинских услуг около 70 процентов - консультации дежурных терапевтов и педиатров, остальные - узких специалистов

Развивая этот сервис, мы стремимся понять, как телемедицина влияет на организацию здравоохранения. Помогает ли она решать задачу по улучшению доступности медицинской помощи населению? Данных для анализа еще не так много, но количество людей, которые обращаются за телемедицинской консультацией, каждый месяц растет вдвое. Наши партнеры - страховые компании, которые интегрировали эти услуги в свои страховые продукты в качестве дополнительного сервиса, говорят о том, что внедрение онлайн-технологий приводит к снижению уровня очных приемов на 40-50 процентов. То есть телемедицина не увеличивает средний чек от пациента, и, казалось бы, клиникам это невыгодно. Но это тренд, которого не избежать. С одной стороны, мы сокращаем обращения по конкретному заболеванию. С другой, лояльность пациентов к клинике растет. И, может быть, и в следующий раз, когда ему снова потребуется помощь, он обратится именно к нам.

Количество людей, которые обращаются за телемедицинской консультацией, каждый месяц растет вдвое

На мой взгляд, есть целый ряд направлений, которые будут развиваться в цифровой медицине. Одно их них - предварительная диагностика и интеллектуальный скрининг здоровья пациента для того, чтобы сформировать картину и передать ее врачу для дальнейшего взаимодействия с пациентом. Второе - контроль качества медицинской помощи, работа с неструктурированными медицинскими данными, чтобы оценить качество оказанных медицинских услуг. И, наконец, для распознавания снимков, КТ, МРТ и прочих данных для анализа информации, чтобы выявлять заболевания на ранних стадиях. Помимо этого будут развиваться мобильные устройства, которые позволят вести постоянный мониторинг жизненных показателей пациента и передавать их врачу для оперативного взаимодействия в случае, если возникает какая-либо опасность для его здоровья и жизни.

Однажды один коллега нарисовал студентам черный квадрат и поставил в нем маленькую белую точку, после чего спросил: "Как вы думаете, что это такое?". Те засмеялись: "Ну, белая точка". "Это то, что знает врач о пациенте в момент его обращения, а черное поле - вся та информация, которая есть о пациенте, но врачу недоступна". Очевидно, информационные технологии будут эту белую точечку расширять, увеличивая полезный объем информации, который позволит врачу принять правильное решение.

Мнение

Екатерина Коломенцева, директор по медицине компании "Сбербанк страхование жизни":

- Страховые компании могут содействовать прогрессу в развитии телемедицины, поскольку включение такого сервиса в полис страхования жизни по сути выгодно и им. Клиент получает возможность лучше следить за своим здоровьем без дополнительных расходов на это. Так, например, очная консультация у терапевта стоит 1200-5000 рублей, дистанционная - 500-1100 рублей. А в полисе страхования жизни, который человек купил с целью финансовой защиты, например, при получении кредита, он получает телемедицину опционально без дополнительных затрат. Страховые компании, в свою очередь, заинтересованы стимулировать людей серьезнее относиться к здоровью, поскольку здоровые клиенты-долгожители в долгосрочной перспективе страховщику выгодны.

Компания "Сбербанк страхование жизни" в марте 2018 года внедрила телемедицину во все продукты страхования жизни для массового сегмента, которые продаются в Сбербанке вместе с кредитами (без повышения стоимости продукта). У клиентов есть возможность пользоваться дистанционными медицинскими консультациями в течение всего срока действия договора страхования.

В июне компания представила продукт "Фонд здоровья" для премиального сегмента клиентов, в который также включена телемедицина. Клиенты могут получать консультации и рекомендации врачей различных нозологий 24 часа сутки 7 дней в неделю из любой точки мира. Также предусмотрена возможность трижды в год пройти консультацию у врача уровня доктор медицинских наук, профессор.

Для России с ее неравномерностью распределения лечебных учреждений, недостаточным техническим оснащением многих из них телемедицина - это технологический прорыв. Это крайне актуальная услуга для людей, которые не могут воспользоваться очной консультацией со специалистом ввиду нехватки времени или деликатности вопроса. Сейчас в России около миллиона пользователей телемедицинских услуг. По нашим оценкам, к концу 2018 года их количество увеличится до 4 миллионов человек. А в перспективе к 2020 году - еще на 50-60 процентов.

По структуре около 70 процентов - консультации дежурных терапевтов и педиатров. Остальные - плановые консультации узких специалистов, из которых самые популярные - гинеколог, уролог, дерматолог и кардиолог.

Источник


Предыдущая публикация Следующая публикация

Медиа Центр

  • 19 Октября 2018

    Страховые компании оценили телемедицину

    Федеральный закон "О телемедицине" вступил в действие с начала 2018 года. Практика показала, что легализация дистанционных медицинских услуг стала стимулом для развития не только их самих, но и рынка страхования.

  • 18 Октября 2018

    Фармацевтическе производство в рамках ЕАЭС показало наибольший темп прироста

    Промышленное производство в 2017 году в целом по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) выросло на 2,6%. При этом в большинстве стран Союза рост оказался значительно существеннее. В Армении – на 12,6 %, Беларуси – на 6,1%, Казахстане – на 7,1%, Кыргызстане – на 11,5%. В России рост промышленного производства зафиксирован на отметке 2,1% прироста.

Перейти в медиа-центр